Администрация сельского поселения
«Хабариха»
муниципального района Усть-Цилемский
Республика Коми

«Будущее за малыми территориями!» 

На I межрегиональном туристическом форуме «Дорога к дому: сельское гостеприимство», который состоялся 11 сентября в селе Кослан, интереснейшим было выступление Екатери­ны Затуливетер – социально­го предпринимателя, успеш­но работающего в туристи­ческой отрасли. Ввиду важности её заявлений и новизны идей для людей занимающихся не столько туризмом, сколько развити­ем сельских территорий, родных деревень, мы реши­ли опубликовать ее выступ­ление о номере нашей газеты полностью, «без купюр».

Главная проблема деревень и малых городов

Сразу скажу, что я не из Моск­вы. Я некоторое время жила, в Москве и она все соки из меня выпила. Я занимаюсь деревня­ми и малыми городами и счи­таю, что жить в Москве очень странно. Я живу в Могилёвской области в Белоруссии, на роди­не мужа.

В 2014 году я стала соци­альным предпринимателем, до этого работала на разных рабо­тах и в разных организациях. С одной стороны мне хотелось начать что-то своё, но не хоте­лось заниматься – «деньгами ради денег*. Затем узнала про социальное предприниматель­ство и поняла, что это моё. Ты зарабатываешь на решении гло­бальной важной социальной про­блемы. Я родом из Кабардино- Балкарии и в возрасте 7 лет мы стали беженцами – и это для меня очень большая травма, с тех пор судьба моего малого города всегда в моём сердце. Видимо, это и сподвигло меня заняться развитием деревень и малых городов.

Начала искать в чём проблема малых территорий. Когда спра­шивала людей, все примерно говорили одно и тоже – нет ра­боты, плохая транспортная дос­тупность, плохое медицинское обслуживание, плохая школа и т.д. Всегда один и тот же набор (от ред. и в Российской Феде­рации, и в Республике Беларусь). Я всё это слушала и меня не ус­траивали ответы. Потому что я не представляла, как это в де­ревне нет роботы? Я этого не понимаю. Вот такой крестьянин в XIX веке лежит на печи и гово­рит – сегодня вакансий нет, по­этому сегодня работать не пойду.

Когда я переехала в деревню, у меня была работа, я работала удалённо, но на первой же не­деле ко мне подошел один из местных жителей и предложил работу. В деревне работа есть! Другое дело, нравится она тебе или не нравится. Но это уже другая история. Это зависит от того, как ты мыслишь. То же самое можно сказать про школы. Если тебе не нравится обра­зование в родном селе или в районе, не факт, что оно будет тебе нравиться в другом месте.

Все эти вещи побудили меня копать глубже, в чём же на самом деле проблема. У меня появилась такая гипотеза, что про­блема в нашем иждивенческом сознании! Сидим мы на печи и ждем, что кто-то придёт и ре­шит наши проблемы. И это со­знание мешает нам двигаться и быть активными, чтобы создавать. Я часто привожу такой пример, чтобы показать, почему именно сознание решает. Пред­ставьте себе: маленькая дерев­ня, я в ней живу и возле дома моего ломается лавочка. Если я думаю, что моя деревня умирает – я не буду чинить лавочку. Пото­му, что в этом нет никакого смысла. А если я считаю, что моя деревня не умирает, что сюда будут приезжать мои дети, вну­ки, кто-то переселится сюда – я иду и чиню эту лавочку. Вопрос о материалах, деньгах и умени­ях вообще не встаёт. Всё в на­шем сознании и мышлении.

«Альтуриэм» и «Незавалинка»

Ладно, гипотеза у нас есть, но как её проверить? Проверить её можно только если мы начнём менять это сознание. Изменив сознание, смотреть начнут ли люди чинить пресловутую лавоч­ку. Начнут ли люди активно что-то делать во благо своей терри­тории. Я долго искала, какую ме­тодику взять, чтобы помочь лю­дям. И потом, когда её нашла, вокруг неё и основала свой пер­вый социальный бизнес – «Альтуризм» (от ред. игра слов – ту­ризм во благо людей). Наши ту­ристы приезжали в деревню, посёлок, в котором мы с местными жителями работали над чем-то важным для них. Вокруг этого необходимого дела выст­раивали всю программу нашего тура. И в итоге за 6 лет деятель­ности нашей компании мы объе­хали 30 регионов России, около 50 разных территорий. И ни одно дело не повторилось. Потому, что каждая территория уникаль­на, в каждой живут уникальные люди. И только они знают, что нужно им.

Обычно это физическая работа на создание чего-то. Где-то мы строили причал, где-то цех для травяных сборов, где-то приют для детёнышей диких животных, создавали музеи. Наши аль-туристы в основном были москвичами, так как путешествия были не дешёвыми. Местные люди видели, что мы и «гвоздь забить не можем». Чтобы с нами работать, нужно много времени нас научить. После того как мы с местными жителями добились какого-то результата, они стали понимать, что и без нас могут справиться. Материалы мы принципиально никогда не покупки. Иногда мы помогали с краудфандингом (от ред. – сбор средств через интернет). Доставали деньги для проекта сами жители.

Потом они стали понимать, зачем нужно тратить время на каких-то москвичей, которые даже гвозди забивать не умеют, мы лучше сами всё сделаем! Это и обеспечивало наш успех. Мы приезжали один-два раза на территорию, потом уже люди отказывались от наших услуг. И делали всё сами. При этом на территориях начиналась бурная активность.

Конечно, не все наши поездки были успешным, что естественно. Во время карантина, мы смогли проанализировать нашу деятельность. Подумали, что мы можем сделать для малых территорий в условиях пандемии? Мы обобщили весь наш опыт в онлайн курс по развитию малых территорий «Незавалинка» (https://altourism.ru/nezavalinka). Этот 3-х месячный курс уже прошло 4 потока, 2000 человек, из 75 регионов России и других стран. Сейчас мы дальше развиваем наш проект, хотим сделать 3 разных месячных курса. И сделать наш проект лучше.

«Онлайн-сельпо» и «Путь ремесленника»

Ещё один наш проект – «онлайн сельпо». Мы его делали для поддержки местных ремесленников в малых городах и сёлах. После разговоров с ремесленниками – мы пытались решить проблему продаж, создали крупный специализированный онлайн-магазин и он был успешен, но мы его закрыли после того, как поняли, что проблема-то на самом деле вовсе не в продажах, а в самой продукции. Потому, как общаясь с людьми на разных территориях, мы пришли к выводу, что очень мало из того, что делают местные ремесленники – актуально и современно.

Мы начали смотреть, как эту проблему решают в других странах? Один и тот же метод применяют во многих странах – в Норвегии, Японии, Германии и т.д. Секрет о том, чтобы объединить мастеров и дизайнеров в тандем. Мастера владеют ремеслом, а дизайнеры умеют любую вещь перепаковать в востребованный идеальный продукт. Это может быть даже дизайн интерьеров, в котором используется продукция местных ремесленников. Мы создали акселератор «Путь ремесленника» (https://remeslo.design), где у нас работают самые крутые дизайнеры, которые помогают мастерам в формате онлайн (офлайн – очень дорого) развить свою продукцию. Курсы платные.

Заявки открыты по направлениям «предметный дизайн» и «мода и текстиль». В следующем году с января откроются направления «художественная обработка металла» и «гастрономия».

Смена туристической парадигмы

Туризм работает в системе, когда мы ставим туриста во главе угла. Он царь и бог. Давайте подумаем, что нужно этому туристу и мы для него всё сделаем. А что там местные жители, да хрен с ними, вообще никого не интересует. Что случится, с ними, с территорией на которой они проживают вообще никого не волнует. Особенно для малых деревень, малых городов – туризм становится ловушкой. Оно будет дальше ухудшать их состояние. Мы видим по стране, что туризм очень часто убивает малые территории. Деревням приходится тужиться делая то, что они не могут делать. Зачастую туристические компании диктуют свои условия и делают то, что нужно им и забирают почти все деньги. Малые территории в туризме отдают больше, чем получают. Это приведёт к неминуемой смерти территорий. Мы предлагаем поменять эту парадигму. Местные жители должны диктовать правила. Они должны определять, каким будет туристическое предложение. То есть нужно спрашивать у себя, смотря на свою территорию – что вам нужно. И из этого выстраивать туристическое предложение. Если вам не хватает чего-то, чтобы это получить вы должны выстроить такой тур, в котором вам это привезут. Не хватает компетенций, к примеру, нужен дизайнер. Всё, набираем дизайнерский тур в деревню для активного отдыха и работы! Подчёркиваю, всегда нужно исходить из своих потребностей, потребностей своей территории. Для этого, конечно, нужно понять, что вам нужно на самом-то деле.

Землячество 2.0

Ещё я хочу поделиться с вами, как добывать ресурсы для реализации ваших идей на своей малой Родине, даже если там живёт 28 человек. Конкретный, практический ресурс, который можно применять. Он не простой, но он рабочий. Мы с его помощью в нашей деревне отреставрировали старый сельский клуб. Никто не верил, что это возможно, потому, что даже потолок в здании уже был провален, пол давно украли. Мы его отреставрировали, мы восстанавливаем храм, который в 90-е годы был разрушен полностью. Мы восстанавливаем много заброшенных домов в деревне. Там мы принимаем гостей, когда устраиваем фестивали и т.д.

На каждой территории есть люди, которые уехали о какой-то момент. Но малая Родина всегда остаётся в душе. Не может быть такого, что ты уехал и забыл. И тебе вообще всё равно. Как действовать по этой методике? Вы собираетесь с активом и собираете список людей, которые уехали (от ред. если деревня или село ведёт группу в соцсетях – это облегчит составление списка). Собираете их контакты и звоните каждому индивидуально и задаёте вопросы:

– Где вы сейчас живёте?

Кто-то уехал в столицу региона, кто-то в Москву, кто-то в Нью-Йорк, будут очень разные ответы. Так вы узнаете, где территориально находится человек и может ли он вообще быть близко к малой Родине.

– Какое образование и где вы работаете?

Так вы получите сведения о компетенциях человека. Компетенции и деньги – это два основных ресурса, которых критически не хватает на малых территориях. К примеру, человек учился на айтишника и работает в «Яндексе». Он может помочь в создании сайта, ведении соцсетей, в веб-дизайне. Например, из моей деревни одна из жительниц уехала в Италию и работает архитектором. Она проекты, всего нашего строительства делает бесплатно! Вы знаете, сколько нужно денег потратить на проект? При этом, для родной деревни она эти проекты делает всегда на высшем уровне. Она это делает в своё свободное время с большой любовью для своей малой Родины. Другой пример, человек, тоже выходец с нашей деревни, владелец магазина красок. Мы ни разу не покупали краску со стороны – получали либо её вообще бесплатно, либо по себестоимости.

– Что должно изменится в (название вашего населённого пункта), чтобы вы вернулись сюда?

Мы не задаём этот вопрос с целью, чтобы люди вернулись. 99% и не вернутся никогда. Таким образом, мы узнаём информацию о том, знают ли они о том, что происходит на их Родине. Второе, получаем интересные идеи извне для их возможной реализации.

– Готовы ли вы вкладываться в развитие (название населённого пункта)?

– Если да, то дать варианты ответа;

а) компетенциями

б) полезными контактами

в) физически приезжать и помогать что-то делать своими руками?

г) деньгами

д) информацией. Это тоже важно, люди иногда рассказывают о возможностях, которыми можно воспользоваться.

У нас по статистике из 50 человек, с кем мы проконтактировали, отвечают 48. 2 человека не отзываются на просьбы о помощи. Из 48 – 2 человека говорят, я буду помогать регулярно деньгами. Напишите, куда и как и не пишите мне больше я очень занят. Такие тоже будут.

Это даёт какую-то финансовую базу. Поверьте, им не будет жалко этих денег. Для них они ничего не стоят. Но они будут чувствовать себя хорошо, потому что они помогают своей малой Родине. Поверьте, есть такие люди.

Важно поддерживать постоянные контакты с людьми, которые вам помогают, отчитываться о проделанной работе. Это тот ресурс, который практически никто не использует. Гранты – сегодня получили, завтра – нет. Сегодня есть субсидии, завтра – нет. Всё может быть. Так или иначе, всё зависит от вас!

Слушал и записывал

Антон БУШЕНЕВ.

P.S.: «Ещё Екатерина рассказала почему будущее за малыми территориями и посоветовала самостоятельно изучить теорию спиральной динамики. О чём, возможно, мы более подробно расскажем в следующих номерах районной газеты».

Источник: Газета «Выль туйӧд»